Блог веб студии Alavenir
Мы предоставляем digital & marketing услуги

ТЗ на сайт – как правильно составить?

Исполнитель работы и клиент сотрудничают посредством технического задания. Для работника это способ полностью застраховать себя от непредвиденного изменения настроений заказчика. Специалист понимает, какой объем работы нужно выполнить, сколько времени придется на это потратить. Клиент получает окончательные и безоговорочные цифры по стоимости, оставляет за собой право контролировать качество проделанных задач.

ТЗ (техническое задание) – специальный документ, отражающий полный список требований к разрабатываемому продукту. Обычно это текстовый документ, содержащий скрин-шоты, другие графические элементы для полного пояснения требований.

В процессе разработки сайта составляется несколько ТЗ. Применяют такой вариант согласования работ веб-разработчики, дизайнеры, верстальщики, копирайтеры.

Сферы и особенности применения документа

  1. Разработка, программирование. Дается четкая задача, оценивается каждый шаг на пути к решению проблемы.
  2. Дизайн. Описываются необходимые результаты готовых работ. Дизайнеру даются примеры удачных решений.
  3. Верстка. Обычно это технический документ, содержащий ссылки на готовые макеты дизайна нужного формата.
  4. Копирайтинг. Описываются технические, стилистические требования к тексту.
Также используют этот формат сотрудничества при проектировании домов, инженерных сетей, создании дизайна интерьера, разработке технологических дополнений к оборудованию и так далее.

ТЗ на сайт – как правильно составить?

Работая по качественно составленному заданию, вы заранее устраняете риски возникновения споров, ссор, непонимания между исполнителями. Поэтому важно постараться написать четкие пункты с подробным описанием видения готового результата.

Первый этап включает такие процессы:

  • определите исполнителя, выполняющего полный объем работы;
  • разъясните терминологию, используемую в описаниях;
  • очистите текст от субъективных, двухзначных мнений.
Создание качественного ТЗ – задача клиента, но участвовать в процессе должны все стороны, принимающие участие в разработке. Сотрудничество поможет полностью устранить любые неприятности в дальнейшем. Заказчик не всегда может описать качественно, какие именно результаты он хочет увидеть после завершения проекта. Поэтому технические моменты правит специалист, вносит предложения и коррективы в черновик предложенного текста.

Термины – пояснение непонятных слов

Специалисты занимаются разъяснением терминов. Не каждый заказчик разработки веб-сайта уверенно знает терминологию и готов читать окончательный текст ТЗ с пониманием каждой особенности. Поэтому важно создать глоссарий, пояснить основные термины. Также следует убрать субъективную оценку или разъяснить, что имеется в виду. В техническом задании стоит избегать понятий «удобный», «подходит для многих пользователей», «большой». Стоит говорить «адаптивный для разных размеров экрана», «в размер блока», «50% от размера экрана». Приводите конкретные цифры, чтобы достичь точности в результатах.

Описание сайта – важный процесс

Обязательно приводите полноценное описание сайта, который необходимо разработать. Определитесь с типом – визитка, лэндинг, корпоративный сайт, информационный проект. Определите количество страниц, на которых будет размещена информация разного типа. В начальном тексте можно указать приблизительный объем страниц.

Стоит продумать характеристики целевой аудитории. Это повлияет на создание дизайна, разработку навигации, добавление определенных функций. Также копирайтерам будет дана задача написать тексты, которые подходят для определенной возрастной группы или требуемого пола покупателя.

Структура интернет-сайта

Невозможно создать веб-сайт, не понимая его будущей структуры. Можно описать словами, какие разделы должны быть представлены, как разработать навигацию. Продумывается сразу уровень вложенности, важна иерархическая особенность соотношения материнских и дочерних разделов.

Можно использовать разные способы описания структуры:

  • схема – нарисуйте, как должны переходить страницы из одной в другую;
  • таблица – для некоторых форматов веб-сайтов это удобнее;
  • список – просто пошагово опишите, какие есть требования по этому вопросу.
Важно продумать расположение меню, количество ссылок в этом блоке, тип страниц, на которые будут отправлять ссылки. В процессе создания портала можно будет внести изменения, но для начала важно продумать основные моменты. Схематическое изображение подходит в этом случае лучше остальных способов.

Описание каждой страницы

Опишите, какие варианты оформления будут на каждом типе страниц. Можно привести пример с сайтов-конкурентов, также описываются отдельно требования по каждому блоку, если это необходимо. Иногда на примере конкурента можно лаконично описать основные особенности каждого типа веб-страницы.

Многие разделы будут иметь одинаковую функциональность. К примеру, блог будет служить для размещения информационных статей. Разъяснять каждый элемент блога и расписывать требования не нужно, достаточно сделать описание шаблона.

В сайте-визитке важно создать два основных прототипа – главный раздел и основные информационные секции. Иногда есть смысл расписывать отдельно каждый раздел будущего проекта.

Дизайн – основные пожелания

Многие заказчики заранее сотрудничают с дизайнерами и создают макет в формате psd, который затем прикрепляется к ТЗ и не дает разработчикам отойти от нужной стратегии создания ресурса. Если макет создается вместе с разработкой основного функционала, придется описать его словами.

Для этого стоит выполнить пошаговые действия:

  • корпоративные цвета – нужно дать точные коды или названия оттенков, чтобы использовать их в шаблоне;
  • логотип – лучше прикрепить фирменное лого в файле к техническому заданию, чтобы использовать готовый вариант;
  • шрифты и стили – часто в фирменной атрибутике применяют определенные стили и варианты оформления шрифтов;
  • дополнительные цвета – укажите, какие оттенки дизайнерам можно использовать для разных целей.
Можно заказать разработку дизайна. Макет будет подготовлен на усмотрение специалистов студии, а затем его необходимо утвердить. На это уйдет дополнительное время, но лучше не спешить с утверждением дизайна и выполнить его под ключ, прежде чем начинать этап веб-разработки. В дальнейшем внести изменения будет сложнее и дороже.

Технические особенности веб-разработки

Существует ряд критериев будущего веб-сайта, на которые не сразу обращает внимание заказчик. Стоит помнить о том, что ваш проект будет располагаться на определенном сервере, иметь лимиты по посещаемости, обладать определенной скоростью загрузки страниц.

Важно определиться с такими деталями:

  • используемая CMS – можно применить Wordpress, Drupal, Joomla, ряд специализированных движков;
  • языки программирования – обычно это PHP, Javascript в сочетании с разметкой HTML и стилями CSS;
  • хостинг, доменная зона – это важно для привлечения клиентов из определенной географической зоны;
  • программные платформы и другие технические требования к разработке.
Другие требования к работе проекта

Современные технологии веб-разработки требуют современных технологических решений. Скорость загрузки сайта должна определяться требованиями поисковых систем, ее стоит указать по актуальным рекомендациям SEO-специалистов. Важно указать кроссбраузерную версту – в этом случае веб-проект будет открываться одинаково правильно во всех браузерах.

Главной задачей создателей будет адаптивность под разные модели и типы устройств, включая смартфоны и планшеты. Не последним фактором остается допустимая нагрузка на сервер (количество человек одновременно на сайте). Следует упомянуть и необходимость создания эффективной защиты от хакерских атак и прочих неприятностей.

Сценарии работы интернет-сайта

Обычно этот процесс расписывают специалисты по простому описанию заказчика, так как в тексте будет много терминов. Поэтому просто распишите, как будут работать основные функции, где будет выводиться форма заказа. Это важный момент, который стоит прорабатывать с учетом рекомендаций специалистов по юзабилити.

Другие важные пункты в ТЗ

Обязательно укажите, кто разрабатывает контент (вы, студия, независимый копирайтер). В завершении важно указать сроки. Техническое задание без сроков невозможно выполнить в точности правильно. У специалистов всегда найдутся другие срочные проекты, которые они поставят в первую очередь. Указывайте точные даты, а не абстрактные понятия.

Каждое ТЗ содержит конкретные цели создания портала, внешний вид и функции, технические требования, сроки и данные для подготовки сметы. Правильно составленный документ – залог успешной разработки даже самого сложного портала.